среда, 24 декабря 2014 г.

Два года работы в должности ректора: много или мало?

Уважаемые коллеги! Дорогие студенты!

Конец года – традиционное время для подведения итогов и обсуждения новых планов. В уходящем году в жизни каждого из нас было достаточно много событий, хороших и не очень, радостных и грустных. Что наиболее существенное можно выделить в жизни всего университета?




Прежде всего, завершился достаточно длительный и многотрудный процесс присоединения к ИГУ Восточно-Сибирской государственной академии образования. В составе университета появилось новое крупное подразделение – Педагогический институт. Необходимые изменения внесены во многие документы, получена объединенная лицензия на право ведения образовательной деятельности, осуществлен перевод работников и студентов, выбран новый состав ученого совета ИГУ. Мы пошли на определенный риск, отказавшись от идеи существования Педагогического института в качестве обособленного подразделения, управляемого по доверенности директором. В кратчайшие сроки проведено объединение бухгалтерий, финансово-экономических управлений, кадровых, юридических и других служб. Теперь уже можно сказать, что все эти операции прошли достаточно гладко, без ущерба для образовательной деятельности. Ни один преподаватель бывшей ВСГАО не сокращен, в полном объеме сохранен уровень заработной платы сотрудников Академии. Нам еще предстоит много работы, чтобы университет четко функционировал в качестве единого организма, но наиболее сложный период, считаю, пройден.

Можно говорить и о завершении определенного этапа в решении очень болезненного вопроса, связанного с низким уровнем оплаты труда профессорско-преподавательского состава ИГУ. Напомню, что 2 года назад по действующим нормативам мы имели практически треть "лишних" ставок. Можно было пойти по пути прямого сокращения, резать "по живому". После анализа ситуации было принято другое решение. Понятно, что факультеты и  институты любой ценой держались за то количество ставок ППС и УВП, которое исторически сложилось. Поэтому за каждым из подразделений был закреплен соответствующий бюджетный фонд с гарантией его сохранения при сокращении ставок. Последовательная работа в этом направлении  позволила переломить ситуацию. На данный момент на норматив не вышло только три факультета. В целом же, проведенные действия позволяют нам перейти с 01.01.2015  к значительно более высоким базовым окладам ППС даже в условиях уже гарантированного 5-процентного уменьшения бюджетного субсидирования. Соответствующий приказ подписан, заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам началось. Конечно, в условиях рецессии и неопределенностей с развитием финансово-экономической ситуации в стране в целом трудно делать позитивные прогнозы, а планируемое увеличение заработной платы преподавателям будет проходить параллельно с неизбежным увеличением цен на товары и услуги. Тем не менее, будем пытаться делать все от нас зависящее для социальной защиты наших работников. В частности, запланирован комплекс мер, связанных с существенным уменьшением затрат в сфере университетского управления и обслуживания.

Отдельных слов заслуживает ситуация с филиалами. Напомню, что последний мониторинг деятельности проводился таким образом, что требования к филиалам были подняты до требований к базовым вузам. С одной стороны, это разумно, так как выпускники и вузов и их филиалов получают одинаковые дипломы. С другой стороны, сложно требовать от филиала, скажем, в Братске или Усть-Илимске, такого же процента зарубежных студентов и выполнения ряда других показателей.

Относительно филиала в г. Братске. В значительной степени благодаря помощи Правительства Иркутской области и лично губернатора С.В. Ерощенко, первого заместителя председателя областного правительства В.В. Игнатенко утверждена программа, предусматривающая не только сохранение филиала, но и его развитие. Здесь предстоит весьма серьезная работа, которая осложняется еще и внешними экономическими, социальными и демографическими факторами.

Вместе с Восточно-Сибирской государственной академией образования в состав ИГУ включен и филиал ВСГАО в г. Усть-Илимске, уже 2 года практически не ведущий основную образовательную деятельность. Считаю большой заслугой руководства филиала и лично директора Е.Н. Волосова сохранение в хорошем состоянии имущественного комплекса филиала. В августе ученым советом ВСГАО принято решение ходатайствовать перед Минобрнауки России о закрытии филиала в г. Усть-Илимске. После анализа ситуации данное решение было принято и новым составом ученого совета уже объединенного вуза. Решения федерального министерства пока нет. Мы прорабатываем несколько вариантов, в числе которых преобразование филиала в учебный центр ИГУ и развертывание на его базе системы среднего профессионального образования, передача имущественного комплекса филиала в оперативное управление других федеральных (областных, муниципальных) структур.

О ситуации с земельным и имущественным комплексами ИГУ  можно сказать следующее. В течение шести месяцев Министерством образования и науки РФ проводилась деятельность по подготовке и защите программ развития имущественных комплексов вузов. В ходе этого процесса проведен полный анализ ситуации с земельными участками и строениями, находящимися в оперативном управлении ИГУ. Конечно, результаты неутешительны. Средний износ зданий составляет 55%. Для приведения всего комплекса в порядок, оснащения современным оборудованием, выполнения требований по обучению лиц с ограниченными возможностями необходимы миллиарды рублей. Где их взять? "Золотой дождь", пролившийся над рядом российских вузов в виде финансирования программ развития федеральных и национальных исследовательских университетов, больше не повторится. Закончилось и федеральное финансирование программ стратегического развития вузов. Да, в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (за счет нее строится библиотека) можно претендовать на строительство 1-2 зданий. Собственных средств при всей экономии хватит лишь на латание дыр. Кардинальным решением, конечно, является строительство нового кампуса. Формально результатом защиты нашей программы развития имущественного комплекса является одобрение Минобрнауки именно этого направления развития ИГУ.  Есть даже теоретические схемы строительства на условиях государственно-частного партнерства. Однако возможность их реализации весьма проблематична.  На рассмотрение губернатора и федеральных органов совместно с ИНЦ СО РАН представлены и значительно более глобальные проекты развития инфраструктуры науки и образования, учитывающие уникальные возможности и особенности региона. Однако говорить о хотя бы первых результатах движения в этом направлении пока рано.

Теперь о более конкретных результатах и планах. Август 2015 г. – планируемый срок сдачи строящегося здания Зональной научной библиотеки. Выполнение работ идет по графику под жестким контролем Минобрнауки. Здесь сейчас решается 2 ключевых вопроса. Первый – корректировка проектной документации  и получение необходимых разрешений на замену очень дорогостоящей монорельсовой системы по доставке книг на более необходимое оборудование, отвечающее концепции "электронной библиотеки". Второе – использование значительной части площадей здания для развертывания систем дополнительного профессионального образования и ряда инновационных проектов. Университету в обязательном порядке придется в 2015 г. выделить очередные  почти 18 млн. руб. внебюджетных средств в качестве софинансирования строительства.

В здании библиотеки будет большой конференц-зал. Учитывая это обстоятельство, а также возможность использования залов Педагогического института, возникает другая концепция многострадального зала на ул. Ленина, 3 – его специализация на культурных и музыкальных мероприятиях.

Летом 2015 г. планируется завершение строительства достаточно вместительного конференц-зала в п. Б. Коты, что откроет принципиально новые возможности для мероприятий ИГУ в летний период.

Наметились пути выходы из тупиковой ситуации с недостроем на ул. Советской, 119А. Пока университет несет лишь никому ненужные затраты по охране этого участка (почти миллион рублей в год).

В начале 2015 г. возможна подача заявки ИГУ на участие в новой федеральной адресной инвестиционной программе с 2016 г. Пока планируется спортивный комплекс на оставшихся у нас в оперативном управлении 6  Га в микрорайоне Университетском и, возможно, достройка здания бывшей столовой Педагогического института. Напомню, что благодаря поддержке Минобрнауки России, Правительства области и лично губернатора весной-летом 2014 г. удалось убедить фонд РЖС в нецелесообразности изъятия этого последнего оставшегося у ИГУ большого земельного участка под жилищное строительство. Однако очевидно, что длительная дальнейшая консервация этой земли невозможна.

Необходимо выполнение предписаний по результатам комплексных проверок ИГУ и ВСГАО в области пожарной безопасности. Для полного выполнения требований нужно более 70 млн. руб. в ценах августа 2014 г. Соответствующее ходатайство о выделении средств направлено в федеральное министерство. Однако ясно, что университет не будет располагать такими финансовыми ресурсами. Надежда – в возможности поэтапного реализации плана по исполнению предписаний.

Другие планы по строительству и крупным ремонтам упираются в серьезные бюджетные ограничения и неопределенности, связанные с общим развитием финансово-экономической ситуации. Тем не менее, прорабатываются варианты возрождения общеуниверситетской базы отдыха в п. Шаманка, создания объединенного университетского музея в освобождаемом Белом доме, спортивного зала в 1-м корпусе и ряд других.

И, наконец, о главном – образовательной, научной, инновационной работе университета.

Видимо, процессы разработки учебных планов и программ становятся просто непрерывными в связи с очередным переходом теперь уже к образовательным стандартам четвертого поколения.  В области организации учебного процесса неизбежно следует идти по пути укрупнения кафедр, а в ряде случаев факультетов и институтов. В частности, практически полностью проработан вопрос о включении факультета компьютерных наук бывшей ВСГАО в состав Института математики, экономики и  информатики. Дублирование направлений подготовки в рамках нашего вуза часто ведет также к отрицательным последствиям в целом. Понятно, что когда-то было престижно чуть ли не каждому доктору наук быть заведующим кафедрой. Сейчас ситуация изменилась. Такого большого количества кафедр по отношению к числу студентов практически нет ни в одном серьезном вузе. Укрупнение кафедр, учебных потоков и курсов – настоятельная необходимость, без которой мы просто не выживем. Абсолютно не проводятся никакие межфакультетские  действия по возможному объединению потоков для чтения общих курсов. Все это ни в коем случае не противоречит штучной индивидуальной работе, прежде всего, на магистерском уровне. К сожалению, в связи с поздним переходом ИГУ на систему обучения "бакалавр-магистр" и поправками в федеральных нормативных документах, связанными с выделением бюджетных мест только по аккредитованным направлениям, у нас оказались подвешенными многие магистерские программы. Здесь остается наверстывать упущенное, готовиться к аккредитации, не забывать и о новой тенденции – общественной аккредитации.

В области международных образовательных программ сделаны новые шаги. Весной 2014 г. подписаны соглашения и начата реализация трех совместных программ двойных дипломов с Савойским университетом (Франция). В 2015 г. начинаются совместные образовательные программы с университетом Хоккайдо (Япония).  Получено продление до 2017 г. гранта германской службы академических обменов DAAD на совместную магистерскую программу с университетом г. Киль (Германия). Продолжаются, конечно, и наши программы с Китаем, США, Австралией, Польшей.

В части научной деятельности 2014 г. был вторым годом выполнения мегагранта в области астрофизики высоких энергий. Сформирована крупная международная коллаборация TAIGA. Несмотря на санкции, наши европейские партнеры в полной мере продолжают участие в программе. Специалисты прогнозируют, что на базе разворачиваемой в Тункинской долине установки возможно опережающее развитие России в данной области исследований.

Немало неприятных моментов мы пережили в начале года в связи с изменением системы ведомственного финансирования научных исследований. Минобрнауки достаточно просто решило проблему повышения заработной платы вузовским научным работникам, введя соответствующие требования по финансированию, из которых, в частности, следовало, что заработная плата младшего научного сотрудника должна составлять не менее 38-39 тыс. руб. для нашего региона. Параллельно были введены новые принципы выделения средств в рамках государственного задания на выполнение НИР (бывшего темплана). Объемы базовой части гос. задания ИГУ были несколько уменьшены, и в феврале-марте 2014 г. мы стояли перед реальной перспективой закрытия наших НИИ. Однако университет весьма удачно выиграл 9 проектов в конкурсной части гос. задания, что привело к увеличению финансирования по сравнению с 2013 г. в 2,5 раза.

Университет вошел в число 19 организаций-победителей федерального конкурса по созданию прорывных центров  в области IT-технологий. Однако эта программа – межведомственная, и механизмы ее реализации пока остаются весьма неопределенными.

В результате федерального конкурса ИГУ (единственный вуз региона) выиграл бесплатный доступ к системам Web of Science и Scopus.

Считаю, что серьезные результаты в возрождении НИИ биологии как в качественном плане, так и в плане ремонтов помещений и закупки нового оборудования достигнуты под руководством нового директора проф. М.А. Тимофеева.  Кстати, именно ученые-биологи ИГУ обнаружили в уходящем году новый вид рачков-амфипод. На новый уровень вышли и международные контакты в области биологии и экологии.

К сожалению, мы пока не смогли развернуть в полной мере внутреннюю  программу поддержки молодых ученых, но определенные сдвиги есть. В частности, до 70 тыс. руб. увеличена сумма индивидуального гранта в нашем конкурсе молодых ученых, впервые проведен конкурс инновационных проектов и др.

В отличие от многих вузов и НИИ на данный момент нам удалось пока сохранить все 6 докторских диссертационных советов. Однако деятельность совета по экологии приостановлена в связи с тем, что ВАК не успела до принятия приказа о приостановлении деятельности нескольких сотен советов рассмотреть наше ходатайство о частичном изменении состава совета. В настоящее время новое ходатайство находится в ВАК, есть шансы, что оно будет рассмотрено еще в текущем году. В ноябре 2014 г. ВАК своим письмом рекомендовала рассмотреть вопрос о создании объединенных советов. В списке оказался наш совет по физико-математическим наукам, "благодаря" достаточно проблемной специальности 05.13.18 – "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ", а также совет по органической химии и высокомолекулярным соединениям. В результате переговоров с новым ректором БГУЭП профессором Александром Петровичем Суходоловым достигнуто соглашение о создании рабочей группы по проработке вопроса об организации объединенного совета ИГУ-БГУЭП по специальностям  01.01.09, 05.13.01, 05.13.18. Рассматриваются варианты и по совету химиков.

И так не очень хорошая ситуация с эффективностью аспирантуры резко осложнилась с присоединением ВСГАО. К сожалению, ни один выпускник аспирантуры Педагогического института 2014 г. не завершил обучение с защитой диссертации.

С моей точки зрения, под руководством молодого начальника вновь созданного управления инновационного развития Виктора Ланцова удалось добиться реальных сдвигов в инновационной деятельности. Здесь следует отметить создание реально работающих, а не существующих лишь на бумаге, малых инновационных предприятий, получившую региональное признание стартап-школу "Тайга"  и многое другое.

На принципиально новый уровень вышли наши студенческие объединения, программа развития которых впервые получила в 2014 г. федеральную поддержку в размере 10 млн. руб. В ходе визита в Иркутск в начале декабря 2014 г. руководителя Федерального агентства по делам молодежи Сергея Поспелова наш студенческий актив произвел на него весьма хорошее впечатление. Подготовлена заявка на новый конкурс 2015 г., предусматривающая широкий спектр поддержки студенческих инициатив ИГУ – от научных школ и инноваций до волонтерства и интеллектуальных игр.

Наконец, в части управления деятельностью университета можно сказать следуюшее. На 2015 г. принят ряд решений, которые намереваюсь прокомментировать позже. В целом, речь идет о существенном сокращении управленческого аппарата. Бюджет 2015 г. не позволит содержать в имеющемся составе ряд управлений, да и анализ эффективности деятельности по многим направлениям не выявил соответствия ожиданий и достигнутых результатов. Придется отказаться и от ряда хороших идей и предложений просто в силу необходимости финансирования основных видов деятельности университета. В целом, очень сложно идет процесс переориентации в сознании "управленцев", что их задача – не правление и руководство, а менеджерские функции для обеспечения комфортной работы преподавателей и научных работников.

Считаю, что есть ряд положительных результатов в работе АХЧ и других обслуживающих подразделений. По нескольким корпусам в качестве эксперимента уборка передана внешним компаниям. Плюсы понятны: уменьшение проблем с кадрами (а уборщицы составляют одну из самых низкооплачиваемых и обладающих большой текучестью групп обслуживающего персонала), соответствующее уменьшение нагрузки на бухгалтерию, управление кадров и т.п. Есть и минусы.

С начала 2015 г. планируется наконец-то закончить перевод на единую систему 1С бухгалтерии и кадров и отказаться от двойной работы по начислению заработной платы, идущей еще с древних времен компьютеров ЕС 10-33.

Мы пошли также на приобретение системы автоматизации учебного процесса "Тандем университет". Данная система успешно используется целым рядом университетов. В систему будут конвертированы данные из системы "Студент", которая сыграла свою прогрессивную роль на определенном этапе. Но время индивидуальных разрабатываемых отдельным вузом систем такого уровня, которые поддерживаются 1-2 специалистами-авторами и целиком зависят от этих людей, давно прошло. Система также позволит автоматизировать приемную кампанию и обеспечит взаимодействие с ФИС ЕГЭ. На базе разработки Братского филиала полностью готова и внедряется система автоматизации расчета учебной нагрузки. Есть определенное противодействие, так как субъективная роль начальства при планировании нагрузки снижается, и многое сразу становится прозрачным. Для составления бюджета университета используется разработанная система bsystem, которая позволяет автоматизировать многие операции бюджетирования и управленческого учета. Кроме того, активно внедряется система поддержки учебных курсов, построенная с использованием принципов социальных сетей. Со скрипом, но продвигается развитие системы электронного документооборота Directum.

В 2014 г. внедрены новые подходы работы централизованного фонда на основе принципов бюджетирования, когда в основу ставится содержательный проект (большой или маленький), а сметы и план затрат вытекают из целей реализации проектов. Система bsystem позволяет достаточно быстро просчитывать различные варианты, исходя из имеющихся ресурсов. На очереди в 2015 г. стоит полномасштабное внедрение указанного подхода.

Наверное, многим заметны изменения в освещении деятельности ИГУ в СМИ, присутствие университета в социальных сетях, другой уровень абитуриентской кампании.

Теперь уже всем понятно, что предстоящий 2015 г. будет весьма непростым и для страны, и для региона, и для университета, и для каждого из нас.


Удачи всем нам! Успехов и счастья в наступающем году!
Для публикации комментария заполните поле ввода сообщения и укажите тип профиля в поле "Подпись комментария”. Если Вы не имеете аккаунты в системах:
- Google,
- LiveJournal,
- WordPress,
- AIM,
- OpenID,
выберите в списке пункт “Имя/URL” и в открывшемся окне укажите краткую информацию о себе (например, имя, фамилию и e-mail адрес). Комментарии от анонимных пользователей не принимаются!
Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами блога ректора ИГУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий