четверг, 10 сентября 2015 г.

Будущее университета в контексте развития региона

Ниже приведен текст интервью "Комсомольской правде".

Игорь АЛЕКСИЧ

Иркутский государственный университет претендует на вхождение в элиту российской системы высшего образования.

Сейчас во всей стране активно обсуждается вопрос о создании так называемых опорных региональных вузов – возможно, конкурс на их организацию будет объявлен уже во время ближайшего съезда российских ректоров, который состоится во второй половине сентября. Планируется, что победители этого конкурса наравне с федеральными и исследовательскими университетами составят элиту, опираясь (отсюда и сам термин «опорные») на которую предполагается строить всю российскую систему высшего образования. Чтобы войти в число этой образовательной элиты, вузу необходимо соответствовать ряду параметров, среди которых: численность студентов, объем финансирования, показатели, связанные с научными исследованиями и востребованностью выпускников. Естественно, претендует на звание опорного и Иркутский государственный университет – об этом «Комсомолке» рассказывает его ректор Александр Аргучинцев.

- Александр Валерьевич, как я понимаю, амбиции университета более чем обоснованы. Вы не только ежегодно даете путевку в жизнь многим тысячам вчерашних студентов, но и хорошо известны всему мировому сообществу.

- Действительно, сегодня мы активно сотрудничаем с коллегами со всей планеты. Давно и широко известна деятельность Сибирско-американского факультета, в рамках которой мы работаем с университетами США и Австралии, развиваем с ними совместные программы в области бакалавриата и магистратуры. Кроме того, на базе Международного института экономики и лингвистики готовим мы и специалистов, ориентированных на торговлю и международные отношения Китая и России. Эти студенты изучают не только язык, но и законодательство, а после выпуска способны работать на совместных предприятиях, вести контакты отечественных компаний с китайскими партнерами. А всего на данный момент у нас в университете действуют 12 проектов образования с двойными дипломами. В свою очередь, многие иностранные студенты сегодня учатся в ИГУ по линии Министерства образования и науки РФ или по нашей программе двойных дипломов. Больше всего зарубежных студентов приезжает сюда из Китая, постоянно усиливается интерес к нашему образованию со стороны Монголии. Есть и европейские студенты: из Германии, Франции, Польши.

Однако сейчас нас уже не устраивают простые договоры о сотрудничестве. На данный момент их у нас существует около 70, и сейчас новые договоры заключаются только если они способны существенно повлиять на образовательное, либо на научное направление – а лучше на оба сразу. Ведь классический университет никак не может быть отделен от науки, и важнейшая особенность ИГУ — неразрывная связь  научных исследований, инновационной деятельности и обучения. В первую очередь мы интересны мировому научному сообществу  своими исследованиями в области физики элементарных частиц. Так, на средства «супер-гранта» Правительства РФ в Тунке сейчас строится установка мирового уровня, которую многие российские ученые называют асимметричным ответом Большому адронному коллайдеру. Только в нашем случае природа сама разгоняет частицы до тех скоростей, которые в Швейцарии искусственно получают при помощи БАК, а значит, наши исследования и стоят гораздо меньших денег. Не менее интересен ученым всего мира и Байкальский нейтринный телескоп – кстати, с его помощью мы реализуем совместный проект с Объединенным университетом ядерных исследований.

Активно изучаем мы и все, что связано с Байкалом – этим, в частности, занимается НИИ биологии, который недавно возглавил молодой директор Тимофеев Максим Анатольевич. Институтом получены достаточно серьезные гранты от Российского научного фонда: это 24 млн рублей на создание молодежной научной лаборатории по исследованию Байкала. Ее задача - изучение эндемиков и многих других загадок озера, а также факторов его загрязнения.

- Надо полагать, что, учитывая все вышесказанное, не приходится сомневаться в востребованности ваших выпускников?

- Можно сказать, что востребованность выпускников практически всех направлений ИГУ - очень высокая. К примеру, если вы побеседуете с состоявшимися, опытными юристами, то услышите, что диплом выпускника нашего Юридического института котируется значительно дороже и весомее, чем аналогичные документы, выданные во многих  других вузах. Есть и другие объективные показатели: например, кадровые агентства типа HeadHunter ставят Иркутский госуниверситет на первое место в регионе и по  востребованности его выпускников, и по уровню их заработных плат. Лидируют такие специальности, как экономика и управление, информационные технологии и юриспруденция: наши юристы занимают в этих рейтингах седьмое место во всей стране, а специалисты по информационным технологиям – двенадцатое.

- А что еще, с Вашей точки зрения, необходимо ИГУ для того чтобы попасть в перечень опорных? 

- В условиях реформ высшего образования резко возрастает значимость поддержки высшего образования со стороны регионального правительства. И нынешний глава региона, кстати, являющийся выпускником нашего университета, уже не раз оказывал помощь своей альма-матер. Это, к примеру, тот самый «тункинский мега-грант», полученный физиками ИГУ от Правительства РФ, для чего им пришлось одержать победу во всероссийском конкурсе. Тогда очень кстати пришлось письмо поддержки Сергея Ерощенко на имя Министра образования и науки РФ, в котором содержалось обоснование важности исследований для всего региона в целом.

Также Сергей Ерощенко принял самое активное участие и в присоединении Восточно-Сибирской академии образования к ИГУ после того как она была признана неэффективным вузом. Во многом именно благодаря посредничеству губернатора этот процесс прошел тогда очень спокойно и гладко, без конфликтов и скандалов – без единого письма или жалобы в вышестоящие инстанции.  В результате университет вырос в полтора раза, и перед объединенным вузом встал ряд новых задач – в том числе и тех, что в свое время не смогли решить руководители педагогической академии. Мы должны готовить преподавательские кадры для школ всего региона – и для этого также не обойтись без плодотворного сотрудничества с региональной властью.

Одним из примеров такого сотрудничества станут преобразования в филиале ИГУ, расположенном в городе Братске. Во время пресловутого мониторинга 2013 года он не вошел в список неэффективных, однако Министерство образования и науки РФ потребовало разработать для него программу повышения эффективности. Ее подготовка и обсуждение велись на уровне первого заместителя председателя областного правительства Виктора Игнатенко. Тогда и были определены новые направления деятельности этого филиала, в том числе создание на его базе центра педагогического образования на севере Иркутской области. Согласитесь, что собрать в Братске подростков из северных районов Приангарья и через четыре-шесть лет (продолжительность обучения по программам бакалавриата и магистратуры) вернуть их на малую родину в качестве школьных учителей гораздо проще, чем направить туда выпускников иркутского вуза. Кроме того, на базе братского филиала планируется развитие программ среднего профессионального образования, что очень важно для такого индустриального города как «северная столица» области. В итоге эта программа повышения  эффективности была одобрена Минобрнауки России, и уже сейчас начинается ее реализация – естественно, в тесном сотрудничестве с региональной властью. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий