пятница, 30 декабря 2016 г.

Предварительные итоги 2016 года

На нашем сайте размещены ссылки на ряд интервью, посвященных предварительным итогам уходящего года:


http://isu.ru/ru/news/newsitem.html?action=show&id=4279

http://isu.ru/ru/about/administration/rectorat/interview.html


Достаточно дискуссионным, на мой взгляд, является интервью газете "Коммерсант",  полный текст которого приведен ниже.

С наступающим Новым годом!

http://vspress. ru/aleksandr-arguchincev-u-nas-est-vse-usloviya-dlya-dalnejshego-razvitiya/

Александр Аргучинцев: «У нас есть все условия для дальнейшего развития»

Сфера высшего образования в Иркутской области вновь в этом году столкнулась с громкими прецедентами. Конечно же, в первую очередь речь идет о закрытии филиала лингвистического университета. В связи с этим под прицел общественного внимания попал Иркутский государственный университет. Ведь именно под его «крыло» перешли преподаватели, студенты, имущественный комплекс лингвистического вуза. «ИГУ достойно выдержал слияние, сохранив и кадры, и базу для подготовки будущих специалистов по иностранным языкам», — считает ректор университета Александр Аргучинцев. Об этом и о том, через какие еще события прошел Иркутский госуниверситет, с чем подошел к завершению года, ректор рассказывает подробнее.

Объединение пошло на пользу, но оставило вопросы

— Отказ в аккредитации ряда направлений подготовки и последовавшая за этим ликвидация филиала МГЛУ в Иркутске стала настоящим шоком для жителей региона. Информация об этом активно обсуждалась, в том числе и в федеральных СМИ. Как Иркутский госуниверситет пережил этот период?
— И для университета, и для меня лично эта ситуация, конечно, была неожиданной. Новости о первых проблемах с этим вузом стали мне известны в первый день отпуска 28 марта. Звонок из федерального Минобра меня застал в московском аэропорту. Попросили прервать отпуск, вернуться в регион, чтобы помочь разобраться с ситуацией. Как вы знаете, процесс закрытия филиала Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) развивался противоречиво. Поначалу в нем не были аккредитованы «непрофильные» направления — экономика, менеджмент, музеелогия и другие. Мы приняли участие в судьбе почти 570 студентов, перевели их в свой университет вместе с частью преподавательского состава. Затем за свой счет провели итоговую аттестацию ряда выпускников 2015 года. Параллельно с этим в Москве на всех уровнях, начиная от Министерства образования и науки РФ и заканчивая руководством МГЛУ, заявлялось, что иркутский филиал будет продолжать работать по профильным направлениям. Однако в мае ученый совет МГЛУ принял решение о закрытии филиала. В итоге по инициативе специальной комиссии Минобрнауки России было проведено голосование сотрудников филиала, и большинством голосов выбран вариант продолжения работы преподавателей в ИГУ.
Реализация процедуры, предписанной приказом Минобрнауки, была непростой. Главная проблема состояла в том, что в иркутском филиале МГЛУ количество преподавателей к числу студентов было один к четырем, при федеральной норме один к одиннадцати. Излишне раздут был и административно-управленческий аппарат. Пришлось активно работать над процедурой трудоустройства все летние месяцы, сентябрь и часть октября. Было проведено три конкурса на замещение 219 ставок, были трудоустроены все желающие преподаватели, часть людей нашла другую работу, часть ушла на пенсию. В новом учебном году мы повысили всему преподавательскому составу ИГУ оклады на 30%.
В ходе преобразований возникли проблемы с иностранными студентами. Дело в том, что МГЛУ в одностороннем порядке аннулировал договоры с ними, а значит, иностранцам автоматически должны были быть аннулированы визы, студенты должны были выехать за пределы России, получить новые визы, приглашения и вернуться для продолжения учебы. Управление международных связей нашего университета в трехдневный срок сумело перезаключить все договоры, согласовать необходимые вопросы с миграционным ведомством, и, таким образом, иностранные студенты не испытали никаких неудобств.
В настоящее время мы работаем с имущественным комплексом, право на оперативное управление которым нам было передано 26 октября, занимаемся ремонтными работами, в частности закончили монтаж новой системы охранно-пожарной сигнализации (в филиале отсутствовал обязательный прямой выход на пульт МЧС). В Рособрнадзоре сейчас рассматривается наше заявление о включении этих зданий в нашу лицензию на образовательную деятельность. Без этого не можем проводить обучение в корпусах бывшего филиала. На данный момент все студенты бывшего филиала МГЛУ размещены по пяти нашим корпусам, задействованы и другие здания, в том числе бывшей научной библиотеки — так называемый «Белый дом».
Ведется работа и с общежитиями, где много проживающих не имеет вообще никакого отношения ни к университету, ни к системе образования. Такая же ситуация была в свое время и в ИГУ, на тот момент, когда я только стал ректором. Вопрос сложный, быстро его не решить, так как часть проживающих заключала договоры, у ряда людей нет другого места жительства вообще.
Конечно, неожиданность этого объединения отразилась на бюджете университета. Мы были даже вынуждены сократить ряд своих расходов, чтобы сэкономить деньги. Минобрнауки России выделило нам дополнительные средства, но пока только до 31 декабря текущего года.
— Тем не менее большая часть сложных моментов уже позади, главное, что Иркутской области удалось сохранить систему подготовки лингвистов.
— Это действительно так. В составе ИГУ появился новый Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, в который вошли все языковые направления, а также наш факультет филологии и журналистики. Мы уже осуществили новый набор на лингвистические направления, хоть и столкнулись с определенными сложностями. Дело в том, что из 100-120 обещанных бюджетных мест нам выделили только 47 (региональная часть государственного заказа). Остальные места остались в МГЛУ. Это полностью соответствует федеральным правилам, но нам от этого не легче. Более того, так как бюджетные места выделяются вузам на два года, то на следующий год таких мест останется еще меньше — 37. При поддержке Министерства образования Иркутской области подана заявка на увеличение бюджетных мест с 2018/19 учебного года. Тем не менее, конкурс по набору был большой, набрали много коммерческих студентов. Кроме того, надо отдать должное преподавателям бывшего филиала МГЛУ, они развернули активную деятельность по запуску программ дополнительного образования. Уже работает 41 программа, заработано более 20 млн рублей внебюджетных средств. Эта финансовая подушка позволяет увереннее смотреть в будущее.
Назову и еще несколько положительных моментов, связанных со слиянием. Во-первых, в настоящее время ИГУ по совокупности количества студентов очной формы обучения и так называемому приведенному контингенту студентов вышел на первое место в регионе, мы обогнали даже ИрНИТУ. Во-вторых, появление лингвистического образования существенно усилит конкурентные позиции наших выпускников. Специалисты естественнонаучных направлений — физики, математики, химики и другие, обладая узкоспециальными языковыми навыками, становятся более востребованными на рынке труда, получают преимущество, если после окончания учебы желают продолжать научную карьеру. Третий положительный момент связан с расширением международного сотрудничества ИГУ — у нас появилось 19 новых вузов-партнеров в странах Европы и Азии.
— А от объединения с Иркутским педагогическим университетом, состоявшимся ранее, ИГУ получил столько же плюсов?
— Тут несколько иная ситуация. Напомню, только в октябре 2014 года у нас завершилась процедура формального объединения вузов — это коснулось ректората, бухгалтерии, кадровых, плановых, хозяйственных служб. Кроме того, к данному моменту ликвидированы дублирующие друг друга направления подготовки студентов, в частности по математике, информатике. Сейчас реализуется второй этап объединения. Буквально на предпоследнем ученом совете ИГУ, в ноябре этого года было принято решение, что пять факультетов педагогического института преобразуются в три отделения. Далее речь будет идти о мягкой интеграции педагогического института в Иркутский госуниверситет. В начале апреля следующего года мы планируем подать документы на аккредитацию объединенного университета — ИГУ плюс педагогический и лингвистический. Свидетельство о государственной аккредитации нашего университета заканчивается в декабре 2017 года. До момента получения аккредитации мы остановим активные процессы объединения и будем прорабатывать программу нашего дальнейшего развития
Различных вопросов остается множество, конечно, я не сторонник резко менять сложившуюся систему, но понимаю, что изменения объективно необходимы. И в случае с бывшим педагогическим университетом я сторонник того, что его дальнейшие преобразования должны проводиться вместе с региональной властью. Педагогический институт должен стать основной региональной базой подготовки и переподготовки учителей, есть возможность сэкономить бюджетные средства, которые сейчас выделяются на региональный Институт развития образования.

ИГУ — центр общественной жизни

— Вопросы вузовского слияния были хоть и резонансными, но наверняка не самыми главными в жизни Иркутского госуниверситета в этом году. Какие события еще произошли в этом году в жизни университета?
— Главным событием стало завершение строительства нового здания научной библиотеки ИГУ. Этот процесс занял полных три года, в рамках федеральной целевой программы развития образования было выделено порядка 700 млн рублей, в том числе 70 млн рублей составили собственные средства университета. Надо отметить, что различные объекты по такой же программе строили и другие вузы, но, в связи со сложной экономической ситуацией в последние годы, многие стройки были заморожены. Нам удалось завершить свою библиотеку, в марте этого года состоялось торжественное открытие. Однако вплоть до сентября мы перемещали в новое здание свой книжный фонд сразу из нескольких объектов. Наиболее известный — это Белый дом, плюс здание на ул. 5-ой Армии, где у нас было журнальное хранение, плюс специальное книгохранилище в микрорайоне Юбилейный и ряд учебных библиотек. В сумме это более 2 млн экземпляров печатных изданий, было сделано более 200 рейсов нашего нового «КамАЗа», который, кстати, был приобретен в прошлом году за счет специальной субсидии.
Сейчас новая библиотека работает в полноценном формате и постепенно превращается в центр культурной жизни города. В августе мы проводили там мероприятия летнего университета стран ASEF, участие в котором приняли студенты из 47 государств. Этот молодежный форум впервые за свою историю проводился в России при поддержке Министерства образования и науки и Министерства иностранных дел РФ, и именно Иркутск стал одной из его площадок.
Конечно, жителей города интересует вопрос предполагаемой дальнейшей судьбы зданий, из которых были вывезены книги в новую библиотеку. В первую очередь, это Белый дом. Отмечу, что это историческое здание будет продолжать служить и университету, и всему городу. В нем будет работать круглогодичный единый центр работы с абитуриентами. Кроме того, существуют планы по размещению в нем музейно-информационного комплекса университета. Это не только музей в классическом понимании, но и большая интерактивная составляющая. В комплексе найдет свое место и принадлежащий университету старинный телескоп Карл Цейс, и мультимедийные развивающие проекты, и так называемый экспериментариум, где молодежь сможет самостоятельно проводить увлекательные физические и химические опыты. Существует также идея организовать в Белом доме постоянную выставку, посвященную генерал-губернаторам Восточной Сибири XIX века, мы уже ведем соответствующие переговоры с руководством областного краеведческого музея. Наконец в этом здании есть уникальный зал для приемов, в котором можно проводить значимые мероприятия регионального масштаба, принимать иностранные делегации и так далее.
Еще одним важным событием для нашего вуза стала победа в федеральном конкурсе на создание инжиниринговых центров. Иркутский госуниверситет вошел в число 11 победителей этого конкурса с проектом по переработке отвалов пород, образующихся при добыче полезных ископаемых. Проект разработан совместно с Институтом земной коры СО РАН — это простые, но эффективные методики извлечения золота и других ценных металлов из отвалов. Дополнительным эффектом этого проекта может стать ввод в хозяйственный оборот земель, занятых сейчас под отвалы. На реализацию этого инжинирингового центра нам выделено 100 млн рублей из федерального бюджета.
Расскажу еще о некоторых финансовых достижениях. Мы стали единственным вузом региона, получившим сразу пять грантов Российского научного фонда размером почти по 10 млн рублей каждый. Кроме того, на 2016 г. продлен мегагрант в размере 30 млн рублей в области изучения физики элементарных частиц — это касается работ гамма-обсерватории в Тункинской долине. Также наш вуз стал единственным в регионе, имеющим более 40 грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда. Наконец, мы впервые за многолетний период в этом году получили федеральные средства на капитальный ремонт — 16 млн рублей, второй раз еще 15 млн рублей на закупку оборудования, третий раз 16,8 млн рублей на программу развития деятельности студенческих объединений и второй раз 15 млн рублей на содержание и развитие Ботанического сада ИГУ.
Произошли положительные изменения и при наборе абитуриентов этого года. Мы зафиксировали увеличение числа заявлений примерно на 10%. Этот показатель не много о чем свидетельствует, так как сегодня поступающие имеют право подавать заявления в несколько вузов сразу. Но при этом на 30% у нас увеличилось число абитуриентов, которые сразу подали оригиналы документов. Это означает, что они рассматривали наш университет не как страховочный, а как основной вариант. Впервые за много лет мы зафиксировали конкурс на физику, на это направление, как и на ряд других естественнонаучных, мы набрали и коммерческих студентов. Это интересные, хорошие сдвиги.
В целом, если говорить о месте университета в различных внутрироссийских рейтингах, то мы стабильно входим в четвертую десятку лучших. И это учитывая, что в стране существует 11 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. До недавнего времени эти вузы очень существенно финансировались дополнительно, имели так называемый второй бюджет. Сейчас эти программы закончены, финансирование прекращено. Теперь реализуется программа «5-100», согласно которой не менее пяти российских вузов должны попасть в сотню лучших в мире, а также будет продолжена программа опорных вузов. По последней уже отобрано 11 университетов, обязательным условием для вхождения в программу было объединение с другими вузами. Примечательно, что восемь из этих 11 вузов — технические, и новый министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева уже озвучила точку зрения, что дальше упор необходимо сделать на педагогические и социальные направления. В этом плане у нас хорошие шансы попасть в образующееся окно возможностей. Однако окончательные условия по конкурсу опорных вузов будут известны не ранее февраля следующего года.

Высшее образование требует участия властей

— Судя по вашим словам, дела у ИГУ идут неплохо. Какими вы при этом видите перспективы вузовского образования в Приангарье, учитывая назревающие проблемы с оттоком абитуриентов в другие регионы?
— Отток абитуриентов — проблема действительно заметная. Даже если судить по нашему лицею ИГУ, то 90% наиболее сильных выпускников уезжает в другие регионы. Я не вижу ничего плохого в том, что наши ребята будут потом занимать лидирующие позиции где-то в Москве или за рубежом. Однако если мы говорим о будущем Иркутской области, как о самодостаточном, экономически развитом регионе, а не о сырьевом придатке, то мы должны предпринимать определенные усилия. И они невозможны без участия местных властей. Мы можем строить какие угодно планы и участвовать в конкурсах, но если нет грамотной, реализуемой на практике долгосрочной программы развития региона, то говорить о его будущем очень сложно. Не видя и не ощущая такой программы, определенных действий со стороны властей, абитуриенты продолжат уезжать в другие регионы, где есть и перспективы, и гарантированные рабочие места.
Позитивные примеры есть. За ними не надо далеко ходить. В соседнем Красноярском крае существует постановление губернатора, согласно которому каждый абитуриент, поступивший с высокими балами ЕГЭ, получает дополнительно стипендию в размере 5 тыс. рублей в месяц. Если он подтвердит свои знания по результатам сессии, то будет продолжать ее получать до окончания обучения. В Республике Тыва есть местная программа, по которой в каждой семье должен быть ребенок с высшим образованием. И местные власти компенсируют студентам проезд до университета в любую точку страны. Ничего подобного у нас нет.
Далее, мне поступило предложение сформировать корпус экспертов от ИГУ для Красноярского края. У них существует краевой фонд поддержки науки в размере 300 млн рублей. А чем мы можем ответить? До недавнего времени у нас лишь проводились областные инновационные конкурсы с максимальным размером всего бюджета 3-5 млн рублей, причем вузы не могли даже участвовать в них по формальным правилам. Еще есть стипендии губернатора — 10 стипендий для аспирантов и 50 для студентов, но это разовые стипендии. Программы в регионах по развитию науки готов поддерживать Российский фонд фундаментальных исследований на условиях софинансирования из местных бюджетов. Иркутская область несколько раз инициировала совместные программы, но почти все время они срывались, так как региональный бюджет не мог своевременно выделить заявляемые 3-5 млн рублей. При этом в Казани на такие совместные программы власти выделяли по 50 млн рублей, еще столько же грантополучатели имеют из фонда.
У нас принято ссылаться на существующие экономические проблемы, но ведь перед глазами есть примеры других регионов, у которых условия не лучше.
В настоящее время программы, направленные на будущее рынка труда, наш университет реализует в основном совместно с предприятиями региона. Хотя областное правительство могло бы стать координатором по целому ряду направлений. Это и сфера добычи и переработки полезных ископаемых, и развитие туризма, в том числе образовательного, научного. Это должны быть комплексные, серьезные вещи, с расписанными на года материальными и финансовыми ресурсами, индикаторными показателями, а не некие инициативы, забытые вместе со сменой очередного губернатора.
Власти регионов, налаживающие сегодня тесное сотрудничество со своими университетами, понимают, что вузы способны видеть гораздо дальше, чем чиновники. Университеты могут предлагать уникальные решения, являясь фундаментальной частью социального, культурного, международного развития территорий. Это хорошо осознавали наши предки, когда основывали университеты по всей стране.
Вот в моем кабинете висит портрет первого ректора университета — Моисея Матвеевича Рубинштейна, который приехал в Иркутск в 1918 году с мандатом Ленина на открытие университета. В то время в городе руководило Временное Сибирское правительство — политические противники большевиков. Однако, несмотря на идеологическое противостояние, сложную обстановку в стране, гражданскую войну, было принято решение содействовать Рубинштейну в открытии университета. Люди, даже не знающие, удержатся ли они у власти в самом ближайшем будущем, пошли на это, понимая, что появление университета означает качественное изменение для всей территории. Полагаю, что сейчас мы живем в гораздо более спокойное время, чем 100 лет назад, поэтому нам ничего не должно мешать закладывать основы для дальнейшего развития и процветания.
Александр Потапов

Комментариев нет:

Отправить комментарий