среда, 16 ноября 2016 г.

Университетская демократия и анархия

После анализа всех имеющихся обстоятельств сегодня мною сделан вывод о полной обоснованности возможности увольнения доцента Петрова А.В. по подпункту «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Полученные объяснения о причинах отсутствия в ИГУ с 17 по 20 октября 2016 г. указанного доцента считаю неуважительными. В решении профсоюзной организации говорится об отъезде Петрова А.В. «из Иркутска по состоянию здоровья». Это полностью противоречит требованиям пункта 3.1.11 «Правил внутреннего распорядка ИГУ», согласно которому работник обязан «в случае неявки на работу, в том числе по причине болезни, в тот же день сообщить любым доступным способом непосредственному руководителю о причинах неявки, а в дальнейшем представить Работодателю документ, подтверждающий наличие уважительной причины отсутствия на работе».
В нашем случае никаких документов работодателю представлено не было.

В полученном представлении прокуратуры говорится о нахождении Петрова А.В. за пределами Иркутской области, в том числе за пределами Российской Федерации в течение 75 РАБОЧИХ дней в период с октября 2014 г. по март 2016 г. Срок давности дисциплинарных взысканий по этим фактам для указанного работника истек, но не истек для руководства факультета. Считаю, что указанные данные подтверждают неоднократность нарушений трудового законодательства работником. Выезды осуществлялись без представления документов, подтверждающих нетрудоспособность, оформления отпусков или командировок.

Вопреки заявлениям работника, сделанным на заседании профкома о выездах «с вечера пятницы по воскресенье и т.п.», зафиксирован 1 факт нахождения работника за пределами Иркутской области на протяжении 8 РАБОЧИХ дней ПОДРЯД,  1 факт отсутствия на протяжении 7 рабочих дней подряд, 1 факт отсутствия на протяжении 6 рабочих дней подряд, серия фактов отсутствия на протяжении 4 рабочих дней подряд. Во внимание принимались только рабочие дни, а не выходные или праздничные.

При выборе между двумя вариантами дисциплинарного взыскания (выговор или увольнение) учитывались объяснения работника на заседании профкома. Насколько я понял, такое поведение он считает абсолютно нормальным и обоснованным, то есть в случае продолжения трудовых отношений с университетом весьма вероятны и факты продолжения подобных действий.

Прокуратурой выплата заработной платы в указанные дни отсутствия однозначно расценена как неправомерная. В связи с указанным Петрову А.В. предложено вернуть выплаченную заработную плату добровольно. В противном случае предстоит взыскание по суду в соответствии с Трудовым кодексом РФ (см. ст. 137):

По поводу больших достижений в научной и образовательной областях Петрова А.В. могу привести следующие данные. На сайте университета http://isu.ru/ru/science/results/index.html приведены данные о ВСЕХ научных работах и публикациях университета с 2001 г. по 2015 г. Упомянутой фамилии нет в числе руководителей научных тем, а подавляющее число публикаций – это статьи и тезисы в местных иркутских изданиях.

Да, работник ведет большую общественную деятельность. Да, университет всегда был территорией демократии. Никто и никогда не требовал постоянного присутствия преподавателей в корпусах университета во внеучебное время. Но у всего есть границы. Отсутствие в Иркутской области и в России на протяжении десятков дней в рабочее время без какого-то либо обоснования необходимости этого для образовательной или научной деятельности – это уже анархия.

У работника есть полное право оспорить решение администрации университета в судебном порядке. Кстати, от Петрова А.В. не поступало ни в каком виде просьбы о встрече или телефонном разговоре с ректором. Вместо этого была развернута упомянутая в предыдущем моем сообщении информационная кампания, что косвенно еще раз свидетельствует об отсутствии уважительных объяснений дисциплинарного нарушения.

Соответствующие выводы будут сделаны и к руководству факультета. В ближайшее время будет реализована также серия мер, направленных на усиление контроля за соблюдением трудовой дисциплины и не только на историческом факультете.

12 комментариев:

  1. Как-то с логикой очевидные нелады. Сначала констатируется, что "Срок давности дисциплинарных взысканий по этим фактам для указанного работника истек", а затем поднимается вопрос о "выборе между двумя вариантами дисциплинарного взыскания" этому работнику. Какой может быть выбор между возможными взысканиями, если срок для возможных взысканий уже истёк?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никакого противоречия нет. Истек срок давности для наложения дисциплинарных взысканий за прогулы с октября 2014 г. по март 2016 г. Нынешнее дисциплинарное взыскание применено за прогулы в октябре 2016 г., факт которых установлен работодателем, а не прокуратурой.

      Удалить
    2. Александр Валерьевич, а разве то что к Петрову замечательно относятся студенты и таких преподавателей в ВУЗе мало не ужели не повлияло на ваше решение? Да и специалист он отличный. Количество работ в рецензированных журналах, ну предположим, но половина преподавателей вообще ничего не делают. Прошу не удаляйте комментарий.

      Удалить
    3. Речь идет не о количестве работ в рецензируемых журналах, а многократных грубейших нарушениях трудовой дисциплины.

      Удалить
  2. Юридически-то все законно. Не пойму, из-за чего весь сыр-бор.

    ОтветитьУдалить
  3. Александр Валерьевич, я преподаватель исторического факультета. Ввиду того, что декан Зуляр Ю.А. пока остается руководителем, не могу представиться полностью. Хочется добавить, что далеко не весь факультет поддержал истерию вокруг оставления Петрова в штате, как об этом писали СМИ. Не поддержали зав.кафедрами, ряд ведущих доцентов и профессоров, подавляющая часть студенчества, кроме актива профкома.

    ОтветитьУдалить
  4. Александр Валерьевич, заслужил ли по итогам проверки декан истфака полное служебное несоответствие?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Решение по этому вопросу будет принято после возвращения декана из отпуска и внимательного изучения всех обстоятельств.

      Удалить
  5. Добрый день, уваажаемый Александр Валерьевич! В сети есть мнение, что увольнение Алексея Петрова связана с неким "доносом" от активистов НОД.

    В связи с этим возникает два важных процессуальных вопроса:

    1. Почему о "прогулах" или прогулах с октября 2014 по март 2016 года вспомнили только в ноябре 2016 г. Возникает резонный вопрос: а что раньше прогулы не были видны?

    2. Есть ли сведения, где находился Алексей Петров в период своих прогулов? Ведь, Вы пишете, что факты его нахождения за пределами Иркутской области установлены. Общественности хотелось бы знать где находился и чем занимался Алексей Петров в указанные периоды прогулов ("прогулов").

    Буду признателен, если проясните эти моменты. С уважением!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. К сожалению, руководство факультета скрывало факты прогулов, исправно табелируя соответствующие дни рабочими.

      2. Конкретные даты и места пребывания относятся к категории персональных данных и не могут быть оглашены публично. Еще раз подчеркиваю, что пребывание за пределами Иркутской области и Российской Федерации никак не связано с основным на тот период видом деятельности: командировки не оформлялись, не было ни одного заявления на отпуск или отпуск без содержания, не представлены листки нетрудоспособности.

      Удалить
  6. Уважаемый ректор ИГУ, Александр Валерьевич! Почему, после стольких выявленных нарушений декан исторического факультета как ни в чем не бывало продолжает работать? Представляется логичным, что он как минимум должен быть отстранен от должности, а как максимум наказан по всей строгости закона.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В настоящее время Юридическим управлением ИГУ рассматривается объяснительная, представленная деканом.

      Удалить