пятница, 26 апреля 2013 г.

Слухи о сокращении преподавателей

Вопрос о сокращении преподавательского состава  поступил в комментарии "четыре месяца работы". Но он настолько серьезный, что я решил вынести его отдельной темой.


Прежде всего, несколько слов о так называемом бюджетном финансировании. Правильно сейчас говорить о субсидиях на выполнение государственного задания. Объем субсидирования университета остался на уровне 2012 г. По оценкам финансово-экономического управления это позволяет обеспечить выплату профессорско-преподавательскому составу заработной платы в прежнем объеме, обеспечить обязательное повышение зарплаты осенью и даже выплатить небольшую премию (новый ректорат в отличие от прошлых лет не будет претендовать на подавляющую часть премии). В основе субсидирования сейчас лежит смешанный принцип (работавший ранее  действует в части студентов старших курсов, нормативно-подушевой применяется в связи с переходом на двухступенчатую систему).  Если исходить из прежнего принципа (1 преподаватель на 10 студентов), то у нас около трети "лишних" ставок. Нормативно-подушевой принцип оперирует не ставками, а денежными суммами, ассигнуемыми на обучение студентов в зависимости от конкретных направлений и специальностей. Одно из моих предложений – на уровне факультетов и институтов оперировать также не абстрактными ставками, а бюджетными рублями, приходящимися на соответствующее подразделение. По университету в целом этот объем денег, как уже было сказано, не изменился. Поэтому явных причин для сокращения нет. Каждый факультет или институт в рамках нашей университетской автономии должен решить сам – сохранить прежнюю заработную плату и штат или пойти на увеличение зарплаты за счет сокращения штата. Кроме того, в сентябре в связи с принятием нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от нас обязательно потребуется принятие нового Положения об оплате труда.

7 комментариев:

  1. Приятно слушать, когда явных причин нет. А неявных причин? Может ли их больше, чем явных? Честно говоря, неужели это государство не понимает, когда один преподаватель ведет по 10-15 учебных курсов, это ненормально. Качество страдает. Жизнь укорачивается (смайл). Ведь есть еще и иная нагрузка, например, ООП в пятый раз переделать. А ведь иногда еще хочется и наукой позаниматься, какое-нибудь пособие написать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно же, невозможно говорить о реальной реализации продекларированного лозунга о переносе науки в университеты наряду с увеличением и без того немалой учебной нагрузки преподавателей. Готовых ответов здесь нет. Финансовой ситуации я посвятил отдельное сообщение (от 10 мая).

      Удалить
    2. Перенос науки в университеты возможен и успешные примеры этого есть.
      Просто наукой должны заниматься не преподаватели, а исследователи. Для этих сотрудников именно научная деятельность и должна быть основной работой, а преподавательская работа должна идти как дополнение (или даже полный отказ от преподавательской работы). Небольшое базовое финансирование ставок (для поддержания "штанов") исследователей можно обеспечивать за счет тех же научных темпланов, а серьезное финансирование только за счет ФЦП и грантов (включая междугородные) и хоздоговоров. И таких научных групп не нужно много, максимум две-три на направление (физики, химики, биологи и т.п.). При этом никаких гарантий того, что группа не закроется и будет существовать вечно быть не должно. Группа работает и получает базовые ставки пока есть выход в виде серьезных публикаций и дополнительное фиксирование в виде грантов. В таком случае "поддержка штанов" будет нужна только на периоды, когда происходят сбои в поступлении грантового со- финансирования. Как показывает практика одна - две рабочих лаборатории зачастую делают до 90% рейтинга рейтинг целому институту или факультету. Примеров таких групп по России полно, как в институтах РАН так и в ВУЗах.

      Удалить
    3. Да, в наших условиях это один из реальных путей. Фактически, по нему идет НИИ прикладной физики. В целом, механизм распределения денег внутри университета по госзаданию по проведению НИР (темплану) нуждается, с моей точки зрения, в серьезном пересмотре.

      Удалить
  2. Профессор физфака26 апреля 2013 г. в 13:33

    Уважаемый Александр Валерьевич, тем не менее, насколько мне известно, в университете наблюдается большой разброс в соотношении числа преподавателей и студентов: где-то один к пяти, а где-то один к двадцати. Будет ли ректорат подталкивать факультеты к какому-то определенному значению этого показателя, или "рынок должен все отрегулировать", и Вы не будете вмешиваться в политику факультетов?

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый Александр Валерьевич!
    Я прочитала, что с 1 сентября будут отменены надбавки за ученые степени. Если это правда, и степень будет косвенно учитываться руководством при определении новых зарплат, как защититься от произвола? Одному кандидату дадут одну зарплату, другому другую, как захочет завкафедрой или декан. Хотела бы узнать, какие принципы будут использованы при определении величины зарплаты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока предполагается, что надбавки за ученые степени станут частью оклада. Это означает, что после присуждения ученой степени можно перевести преподавателя на другую категорию, то есть автоматически сразу после присуждения ученой степени перерасчета заработной платы не будет. Окончательное решение этого вопроса требует принятия подзаконных актов, что на данный момент на федеральном уровне еще не сделано.

      Удалить